суббота, 30 мая 2015 г.

На злобу дня


             Вышел новый Акунин. Про Фандорина. Вышел он может и не вот прям сейчас, но заметила я его в Первой полосе только на днях, по надписи «новинка» и характерной чёрной обложке с иллюстрацией. Сначала радостно подумала, что это продолжение«Чёрного города», но оказалось, что это три повести до тех событий.
meggirita: Акунин. . Новый Фандорин


             Вообще, Акунин, как человек, своими комментариями мне не очень нравится, но как-то давно научилась отделять это. В конце концов, многие поэты и писатели как люди не очень симпатичны (мне, по крайней мере), а вот их произведения очень даже хороши. Достаточно долго мне нравился цикл про Фандорина, да и Пелагия тоже, но вот последние книги меня несколько смущают: если в «Чёрном городе» я не смогла этого чётко понять, просто показалось странным, что он его так убил (и не понятно, как теперь будет выворачиваться – ведь ясно же по другим записям, что он жив), то в «Планете вода» видно, как изменился Фандорин и авторское к нему отношение. То, что герой может наскучить за столько лет своему создателю – это ещё вполне понятно, но, когда про него при этом продолжают писать – это уже странно. Точнее, было бы естественно, если бы он хотел довести серию до логического конца, но он уходит в сторону и старается выжать из своего героя всё что можно и что нельзя. И у него это получается не самым лучшим образом, в связи с чем, он подогревает интерес читателя различными эффектами – концовка «Чёрного города» лучшее тому подтверждение. Более того, она оказалась ещё и долгоиграющей, раз в этой книжке речь пойдёт не о том.
                Названа она по первой из трёх повестей, которая как раз и даёт понять, что ничего такого интересного, как раньше, уже не будет. Она выглядит настолько неестественно-картонной, и действие, и персонажи, как положительные, так и отрицательные, так шаблонны, что даже странно – слишком резкий стилистический переход от «Чёрного города», который может быть не нов, но и не ходулен. Я уже даже молчу про то, что Фандорин высказывает суждения совершенно ему не свойственные и противоречащие всему тому, что он говорил и делал до этого. Сразу видно, что «Чёрный город» написан раньше, хотя по хронологии наоборот. Акунин на злобу дня вкладывает Эрасту Петровичу в голову настолько русофобные мысли и суждения, что это выглядит совершенно нелепо.
                Второй же рассказ цепляет нас своими действующими лицами. То есть, сначала мы берёмся читать книгу, в надежде найти объяснение тому, как он выжил от выстрела в голову в упор, а найдя там не слишком интересную, разбавленную пародию на Жюля Верна, где автор даже в фактах путается (Маса говорит, что последний раз видел господина плачущим 30 лет назад, а Фандорину на этот момент 48, то есть он не только с Масой не знаком, но даже ещё и не служит), мы может и не читали бы дальше, но видим знакомые имена и продолжаем. Я уже сказала, что мне не очень симпатичен Акунин, не нравятся его последние книги, но мне нравятся сами его персонажи, которые, за столько лет, живут как бы уже отдельно от автора и их судьба интересует уже сама по себе, безотносительно того, насколько плоско о них пишут. Одним словом, мыши плакали и кололись, но продолжали есть кактус. Приманкой в новом рассказе автор использует Ангелину Самсоновну, один из самых приятных женских образов цикла. Но, поскольку ясно, что ввести её в действие повести будет уже невозможно пошло, а привлечь интерес больше нечем – автор убивает её, уже игуменью Февронию, а Фандорин находит известие об этом в газете и едет из Парижа в заволжскую губернию, чтобы расследовать дело. На мой взгляд, неумно и жестоко пытаться удержаться на плаву за счёт подобных вещей.
                Третий же рассказ является просто воплощением неудачной литературы 20 века, но там-то это ещё можно понять, а у Акунина…  Одним словом, в повествовании у нас появляется дедушка Ленин, ну и дедушка Сталин заодно. Когда-то я смогла простить это любимому Бажову, просто потому, что он иначе не мог, но здесь…
                В общем, вы поняли, что я хочу сказать: не читайте перед обедом советских газет, а раз других нет, то никаких и не читайте.

1 комментарий: